Статья 364. Ответственность государственных инспекторов труда

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Комментарий к статье 364 ТК РФ

1. Государственные инспекторы труда в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут дисциплинарную, материальную, уголовную ответственность по законодательству РФ (ч. 1 ст. 19 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

Дисциплинарная ответственность государственных инспекторов труда предусмотрена Законом о государственной гражданской службе, в соответствии со ст. 57 которого за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. "а" - "г" п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Материальная ответственность возлагается на государственного гражданского служащего по правилам гл. 39 ТК.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность (гл. 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления").

2. На государственную инспекцию труда возложена обязанность сообщить в письменной форме работодателю, права (или) законные интересы которого нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства РФ должностных лиц, в течение 10 дней со дня принятия таких мер (ч. ч. 2, 3 ст. 19 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

3. На практике возможны случаи причинения вреда юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) государственного инспектора труда. Если подобные действия признаны неправомерными в установленном законодательством РФ порядке, причиненный вред, включая упущенную выгоду (неполученный доход), подлежит возмещению за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

Размер вреда, причиненного неправомерными действиями государственного инспектора труда, определяется с учетом расходов юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, и затрат, которые юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, права и (или) законные интересы которого нарушены, осуществил или должен осуществить для получения юридической либо иной профессиональной помощи.

Не возмещается вред, причиненный правомерными действиями государственного инспектора труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ст. 22 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей). В соответствии со ст. 1081 ГК РФ государственная инспекция труда, возместившая вред, причиненный государственным инспектором труда, имеет право обратного требования (регресса) к этому инспектору в размере выплаченного возмещения, если законом не установлен иной размер.

Другой комментарий к статье 364 ТК РФ

§ 1. Предоставленное государственным инспекторам труда право по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства является не только их правом, но и их основной обязанностью. Государственные инспекторы труда должны точно и своевременно исполнять предоставленные им полномочия по предупреждению и выявлению правонарушений трудовых прав работников, руководствуясь при этом законами и иными нормативными правовыми актами.

Противоправные действия (бездействие) государственных инспекторов труда могут повлечь применение к ним мер юридической ответственности (дисциплинарной, административной или уголовной).

§ 2. В ст. 8 Федерального закона о защите прав юридических лиц содержатся ограничения, которые следует учитывать в процессе надзорно-контрольной деятельности государственных инспекторов труда. В частности, они не вправе: проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции соответствующего органа государственной инспекции труда, от имени которой они действуют; осуществлять плановые проверки в отсутствие должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей (их представителей); требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки; требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами; распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.