Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами .
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.
Часть утратила силу с 6 декабря 2014 года - Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 358-ФЗ.
Часть утратила силу с 6 декабря 2014 года - Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 358-ФЗ.
Комментарий к статье 33 ТК РФ
1. Комментируемая статья уточняет круг представителей работодателя: представителем работодателя - юридического лица является его руководитель, единоличный исполнительный орган юридического лица (см. коммент. к ст. 20).
Индивидуальный предприниматель действует без представителя либо через уполномоченное лицо.
2. В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллегиальный исполнительные органы, следует опираться на положения устава, определяющие компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в системе социального партнерства нет (а на практике чаще всего так и бывает), работодателя представляет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.
3. Надо учитывать возможность передачи полномочий исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему (ст. 69 Закона об акционерных обществах, ст. 42 Закона об ООО). Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будет действовать от имени общества, в т.ч. и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.
4. В последние годы приобретает актуальность еще один вид представительства. В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления руководитель организации-должника отстраняется от должности, прекращаются и полномочия иных органов управления организации. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего (ст. ст. 94, 96, 126, 127, 129 Закона о банкротстве).
Соответственно, внешний управляющий или конкурсный управляющий представляет интересы работодателя при заключении либо изменении коллективного договора, реализации права работников на участие в управлении организацией.
По этому вопросу сложилась и судебная практика, которая исходит из того, что управляющий, назначенный в соответствии с законодательством о банкротстве, является представителем работодателя по закону. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ удовлетворила частную жалобу арбитражного управляющего акционерного общества "Голубая Ока" на Определение Рязанского областного суда, отказавшегося от принятия заявления о признании забастовки незаконной.
Судебная коллегия указала, что, обращаясь в суд, арбитражный управляющий действовал как руководитель акционерного общества в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством (БВС РФ. 1999. N 5).
5. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении интересы работодателя может представлять по доверенности (в соответствии с приказом или уставом организации) руководитель структурного подразделения либо иное уполномоченное лицо (см. коммент. к ст. 40).
6. Руководитель организации имеет право принимать решения, подписывать коллективный договор от имени работодателя. Это не исключает возможности делегирования им части полномочий другим лицам, привлечения к участию в коллективных переговорах специалистов, руководителей структурных подразделений и т.п.
Делегирование полномочий или поручение выполнения отдельных действий должно быть надлежащим образом оформлено. Целесообразно в этом случае издать приказ или распоряжение с точным указанием передаваемых прав или поручаемых действий.
7. При участии в механизме социального партнерства на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения.
Объединением работодателей признается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Правовой статус объединений работодателей во всем мире базируется на положениях Конвенции МОТ N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948).
Конвенция предусматривает право трудящихся и предпринимателей создавать организации и вступать в них.
По отношению к работодателям принцип свободы создавать организации без какого-либо различия означает, что законодательство и практика каждой страны, ратифицировавшей Конвенцию, устанавливают равные для всех работодателей условия и процедуру создания таких организаций, не делая исключений и не предусматривая привилегий.
Организации работодателей, так же как и организации трудящихся, создаются без предварительного разрешения органов государственной власти. Соблюдение некоторых формальностей (регистрация, например) допустимо. Однако они не должны быть настолько сложными или продолжительными, чтобы это на практике давало возможность властям по своему усмотрению отказывать в создании организаций (Свобода объединения и коллективные переговоры. Издание МБТ. 1995. С. 50). В соответствии со ст. 4 Конвенции МОТ N 87 указанные организации не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.
Еще одним принципом, закрепленным в Конвенции МОТ N 87, и, соответственно, еще одним элементом права на объединение необходимо признать право работодателей создавать организации по собственному выбору. Эксперты МОТ считают, что это право подразумевает полномочия по выбору структуры и состава организации, по разработке ее устава и регламента, по формированию программы действий (ст. 3 Конвенции), а также по созданию федераций и конфедераций (ст. 5 Конвенции).
Работодатели обладают также правом вступать в уже действующие организации на единственном условии подчинения уставам последних (ст. 2 Конвенции).
Конвенция МОТ N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949) вносит некоторые уточнения в правовое положение организаций работодателей. Так, ст. 2 Конвенции предусматривает, что организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга.
Обобщая те элементы правового статуса, которые отражены в документах МОТ, можно сделать вывод, что организации работодателей создаются в целях представительства и защиты интересов работодателей, участия в коллективно-договорном регулировании. Они независимы от государства и от организаций трудящихся, обладают правом на самоуправление, могут объединяться в федерации и конфедерации и приобретать права юридического лица (ст. 7 Конвенции МОТ N 87).
Позиция Международной организации труда находит отражение в Законе об объединениях работодателей. Статья 3 Закона признает объединение работодателей самостоятельной формой некоммерческой организации, основанной на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).
Это означает, что с момента введения в действие указанного Закона (30.11.2002) объединениями работодателей могут считаться лишь организации, в наименовании и учредительных документах которых прямо указано, что они являются объединениями работодателей. Соответственно, их единственной целью является представительство и защита интересов работодателей в системе социального партнерства (ст. 2 Закона).
8. Будучи созданным для представительства интересов работодателей, объединение выступает их представителем (ст. 33 ТК), а не стороной социального партнерства (ст. 25 ТК). Это ярко проявляется при заключении различного вида соглашений. В этом случае отношения "работодатель - объединение работодателей" строятся по цивилистической модели представительства, т.е. от имени и в интересах стороны соглашения - работодателей действует объединение, однако правовые последствия возникают лишь для представляемых. Обязательства по обеспечению соответствующих условий труда, соблюдению социальных гарантий для работников несут работодатели, от имени которых заключено соглашение, у них возникают обязанности, связанные с действиями представителя (ст. 8 Закона об объединениях работодателей). Объединение работодателей не несет ответственности по обязательствам своих членов, в т.ч. по обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением. Оно ответственно лишь за нарушение или невыполнение собственных обязательств, закрепленных соглашением (ст. 15 Закона об объединениях работодателей), например обязанностей, связанных с координацией деятельности своих членов или участием в организации деятельности отрасли в целом.
В соглашении должны быть четко разграничены обязанности работодателей, использующих труд работников и обеспечивающих определенный уровень условий труда, и объединения работодателей, которое по отношению к своим членам осуществляет организационные, информационные, консультационные функции, но не может отвечать за предоставление гарантий работникам. Например, в Отраслевом тарифном соглашении в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы предусмотрены следующие обязанности Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики: оказание работодателям консультационной помощи по вопросам реализации отраслевого соглашения (п. 7.2.3); организация и проведение обучающих семинаров и совещаний для работодателей (п. 7.2.5); развитие нефинансовой отчетности среди работодателей (п. 7.2.7) и др.
9. Характерным признаком объединений работодателей надо признать их независимость. В соответствии со ст. 6 Закона об объединениях работодателей они осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений). Учредители самостоятельно определяют задачи и направления деятельности созданного объединения, его вид, разрабатывают устав, формируют органы управления, определяют их компетенцию. Создание, реорганизация, ликвидация объединения работодателей зависят исключительно от воли его учредителей (членов) и не требуют согласования ни с органами государственной власти, ни с представительными организациями работников. Исключение составляют общие нормы гражданского законодательства, позволяющие ликвидировать некоммерческую организацию по решению суда в случае: допущенных при ее создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (ст. 61 ГК РФ).
Независимость объединений работодателей гарантируется запрещением вмешательства органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность этих объединений, если такое вмешательство может повлечь ограничение их прав (ч. 2 ст. 6 Закона об объединениях работодателей).
Реализуя свое право на независимость, объединения работодателей могут оспорить в суде или в вышестоящем в порядке подчиненности органе решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права (ст. 254 ГПК РФ).
Право объединений работодателей на независимость, самоуправление и самостоятельную деятельность не может нарушаться и нормативными правовыми актами, в т.ч. принятыми на уровне субъекта РФ. Нормативный правовой акт субъекта РФ не может устанавливать дополнительные по сравнению с федеральным законом обязанности объединений работодателей и ограничивать их права, а также предусматривать иной порядок их создания и деятельности.
Это утверждение основано на положениях ст. 6 ТК о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с указанной статьей к полномочиям федеральных органов отнесено установление основ социального партнерства, которые, несомненно, должны включать и определение правового статуса одного из участников системы социального партнерства - объединения работодателей.
10. Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации (ст. 10 Закона об объединениях работодателей). Как правило, объединения работодателей представляют собой организации, объединяющие юридических лиц, поэтому вопрос о приобретении прав юридического лица предрешен. Очевидно, в том случае, когда членами объединения работодателей выступают лишь физические лица, оно может не регистрироваться в качестве юридического лица; во всяком случае, для участия в системе социального партнерства этого не требуется.
11. В соответствии со ст. 4 Закона об объединениях работодателей они могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.
Критерии создания объединений работодателей избраны согласно сложившейся традиции и с учетом построения системы профессиональных союзов - социального партнера работодателей.
Закон предусматривает сложную иерархию объединений работодателей, образованных на основе территориального или территориально-отраслевого признака. Особое место среди них занимают общероссийские объединения.
Общероссийское объединение работодателей по сути представляет собой конфедерацию (по терминологии Конвенции МОТ N 87), т.е. объединяет не самих работодателей, а их объединения - общероссийские отраслевые и межотраслевые, региональные и межрегиональные.
Общероссийское объединение работодателей должно осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ. В противном случае оно не может считаться общероссийским. Видимо, это требование (ч. 2 ст. 4 Закона об объединениях работодателей) подразумевает осуществление его деятельности через объединения, которые входят в состав данного общероссийского объединения.
Как уже отмечалось, общероссийское объединение работодателей является "объединением объединений", однако его уставом может предусматриваться и членство в нем работодателей. Такое исключение целесообразно делать лишь для очень значимых, крупных, ведущих в той или иной отрасли компаний.
Правовой статус общероссийских объединений работодателей отличается тем, что они участвуют в образовании и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и заключении генерального соглашения.
12. Помимо общероссийских объединений, Закон об объединениях работодателей (ст. 4) выделяет общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей. Эти объединения, в отличие от общероссийских, не являются федерацией, т.е. объединяют не объединения, а непосредственно работодателей. Они создаются работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности.
13. В качестве следующего вида Закон называет межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территориях не менее двух субъектов РФ.
Это объединение, как видно из его определения, сочетает в себе черты собственно объединения работодателей и федерации ("объединения объединений").
В настоящее время трудно говорить о существовании каких-либо сложившихся традиций по созданию межрегиональных объединений, однако надо отметить, что координация их деятельности осуществляется, как правило, в рамках федерального округа. Например, в Северо-Западном федеральном округе создан Координационный совет объединений промышленников и предпринимателей (работодателей). Очевидно, что на основе сложившегося в этом Совете сотрудничества можно создать объединение работодателей соответствующего федерального округа.
14. Региональное объединение создается работодателями и (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями в рамках субъекта. Очевидно, на территории субъекта должно действовать одно региональное объединение, выражающее интересы всех или большинства работодателей данного государственного образования. Оно, так же как и межрегиональное, может включать в качестве членов и работодателей, и их объединения.
15. В субъекте РФ могут действовать и региональные отраслевые объединения работодателей, т.е. объединения, созданные работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющие свою деятельность на территории одного субъекта РФ.
16. В муниципальных образованиях (городах, районах) может действовать территориальное объединение работодателей, созданное работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями, и территориальное отраслевое объединение работодателей.
17. Все виды объединений работодателей обладают одинаковым набором прав и несут одинаковые обязанности. В соответствии со ст. 13 Закона об объединениях работодателей объединение обладает широким кругом прав, которые условно можно разделить на две группы: 1) права общего характера, связанные с представительством работодателей в системе социального партнерства; 2) права, определяющие степень участия объединения работодателей в каждой форме социального партнерства.
К первой группе необходимо отнести, прежде всего, право формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Объединение работодателей обладает также правом согласовывать с другими объединениями работодателей свою позицию по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, т.е. вырабатывать общие подходы при заключении генерального, регионального или территориального соглашения, обсуждении законопроектов, согласовании основных направлений социально-экономической политики.
Основным полномочием объединения работодателей надо признать его право (и обязанность) отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Право выражать и отстаивать законные интересы работодателей реализуется во всех формах социального партнерства, включая проведение коллективных переговоров, участие в создании и деятельности постоянно действующих трехсторонних комиссий, комитетов по занятости, представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов, урегулирование коллективных трудовых споров.
Представительство интересов работодателей является, с одной стороны, правом объединения, с другой - обязанностью перед своими членами, которые создают объединение (или вступают в него), для того чтобы их мнение учитывалось при принятии решений в системе социального партнерства и на государственном уровне (уровне местного самоуправления).
18. Полномочия второй группы имеют более конкретный характер и касаются определенных форм социального партнерства.
Одним из важнейших прав объединений работодателей надо признать право выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений.
Указанное право является ключевым при осуществлении социального партнерства в форме коллективных переговоров.
Объединение работодателей может начать переговоры не только по поводу заключения соглашения, но и по поводу его изменения. Это прямо указано как в ст. 13 Закона об объединениях работодателей, так и в ст. 36 ТК.
Участие объединения работодателей в коллективно-договорном процессе не может исчерпываться инициативой проведения коллективных переговоров. Оно выступает полноправным участником переговоров, т.е. имеет право:
- наделять своих представителей полномочиями на их ведение (п. 5 ст. 13 Закона об объединениях работодателей);
- участвовать в формировании отраслевых комиссий для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения (ст. 35 ТК);
- получать необходимую для ведения коллективных переговоров и контроля за реализацией соглашений информацию от профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (ст. 37 ТК, п. 9 ст. 13 Закона об объединениях работодателей);
- приглашать специалистов, экспертов и посредников (ст. 39 ТК);
- подписывать разработанное в ходе коллективных переговоров соглашение (ст. 47 ТК);
- осуществлять контроль за его выполнением (ст. 51 ТК).
В ходе коллективных переговоров объединение работодателей несет и обязанности. Среди них надо назвать обязанности:
- вступать в переговоры по требованию профессионального союза (объединения профсоюзов) (ст. 36 ТК);
- вести коллективные переговоры в порядке, установленном федеральными законами (ст. 36 ТК, ст. 14 Закона об объединениях работодателей);
- не позднее двух недель со дня получения запроса предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров, контроля за выполнением соглашений (ст. 37 ТК, ст. 14 Закона об объединениях работодателей);
- оплачивать услуги приглашенных им специалистов, экспертов и посредников (ст. 39 ТК);
- выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей (ст. 14 Закона об объединениях работодателей);
- в течение семи дней со дня подписания направлять подписанные соглашения на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ст. 50 ТК).
Наряду с правом осуществлять коллективно-договорное регулирование трудовых отношений (проводить коллективные переговоры и заключать соглашения) объединения работодателей наделены полномочием участвовать в формировании и деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (п. 5 ст. 13 Закона об объединениях работодателей).
В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона об объединениях работодателей объединения работодателей представляют интересы своих членов при разрешении коллективного трудового спора, формировании примирительных органов (примирительной комиссии и трудового арбитража) (см. коммент. к ст. ст. 398 - 404).
Статья 35.1 ТК предусматривает возможность объединений работодателей участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (см. комментарий к ст. 35.1).
19. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона об объединениях работодателей объединения работодателей могут принимать участие в реализации мер по обеспечению занятости населения. Это право основано на положениях Закона о занятости. В соответствии со ст. 20 Закона о занятости создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Членами таких комитетов наряду с представителями объединений профессиональных союзов и органов службы занятости являются объединения работодателей.
Координационные комитеты содействия занятости создаются на уровне субъекта РФ и в муниципальных образованиях.
20. Еще одним правомочием объединений работодателей в системе социального партнерства является право представительства в органах управления государственных внебюджетных фондов. Причем ч. 2 ст. 13 Закона об объединениях работодателей подчеркивает, что объединения работодателей уравниваются в правах с профессиональными союзами и их объединениями, а также органами государственной власти, т.е. управление фондами осуществляется на паритетной основе тремя участниками в соответствии с законодательством РФ.
Порядок участия в управлении определяется специальными нормативными правовыми актами, в частности Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101.
21. Объединения работодателей могут участвовать в комплексе мероприятий, связанных с подготовкой квалифицированных кадров, в частности в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в таких кадрах, разработке федеральных государственных образовательных стандартов и др. (п. 10 ст. 13 Закона об объединениях работодателей).
22. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает специальное правило, позволяющее функционировать системе социального партнерства и при отсутствии на соответствующем уровне отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей. В этом случае их могут заменить соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей, при условии что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.
Другой комментарий к статье 33 ТК РФ
§ 1. Существенные изменения коснулись ч. 1 ст. 33. Последующие части изменения не затронули.
§ 2. В ч. 1 ст. 33 определяются представители работодателя на локальном уровне, сфера представительства.
1. Интересы работодателя представляют:
1) руководитель организации;
2) работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или
3) уполномоченные ими лица.
2. Предусмотренное ч. 1 ст. 33 представительство распространяется:
1) на проведение коллективных переговоров;
2) заключение или изменение коллективного договора;
3) рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров работников с работодателем (о чем ранее в ст. 33 не упоминалось).
3. Правовую основу представительства работодателей составляют:
1) Трудовой кодекс;
2) другие федеральные законы;
3) иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
4) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
5) нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
6) учредительные документы юридического лица (организации);
7) локальные нормативные акты.
§ 3. Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" к представителям работодателей относил руководителей организаций или других полномочных в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лиц, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателем органы (см. ч. 4 ст. 2). При этом представительство работодателей, как и работников, не связывалось лишь с соглашениями социального партнерства, а понималось более широко.
§ 4. На уровне выше организации также определены представители работодателей (см. ч. 2 ст. 33 ТК).
Во-первых, определяется сфера представительства (круг вопросов, в которых участвуют представители работодателей). Это коллективные переговоры, заключение или изменение соглашений, разрешение коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также формирование и осуществление деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
во-вторых, определены органы, представляющие интересы работодателей при решении названных выше вопросов. Это соответствующие объединения работодателей.
§ 5. Объединения работодателей на практике существуют в ряде отраслей, территорий, субъектов РФ. Имеются и общероссийские объединения работодателей. Правда, они все еще не везде созданы, и это негативно влияет на развитие социально-партнерских отношений, препятствует заключению соглашений там, где они могли бы заключаться.
ТК дает общую характеристику объединений работодателей, которая закреплена и в Федеральном законе "Об объединениях работодателей".
В ч. 3 ст. 33 ТК определены правовая природа объединений работодателей (это некоммерческая организация), принцип ее создания (добровольность объединения), членство в объединении (работодатели), цель данной организации (для представительства и защиты прав своих членов), субъектный состав отношений, в которые вступает объединение работодателей (это взаимоотношения с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления).
§ 6. 27 ноября 2002 г. Президент РФ подписал Федеральный закон "Об объединениях работодателей" (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741). Ранее в ряде субъектов РФ были приняты свои законы об объединениях работодателей. Теперь их необходимо привести в соответствие с Федеральным законом.
1. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.
Действие этого Федерального закона распространяется на все объединения работодателей, осуществляющие деятельность на территории РФ (ст. 1).
2. Работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединения работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления (п. 1 ст. 2).
Государство содействует реализации права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений (п. 2 той же статьи).
3. Объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) (п. 1 ст. 3). (См. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ с послед. изм. // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5031.)
Правовое положение объединений работодателей определяется Конституцией РФ, международными договорами РФ, Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. и иными федеральными законами (п. 2 той же статьи).
4. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам (п. 1 ст. 4).
Общероссийское объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ.
Уставами общероссийских объединений работодателей может предусматриваться членство в них также работодателей (п. 2 той же статьи).
Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности (п. 3 той же статьи).
Межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территориях не менее двух субъектов РФ (п. 4 той же статьи).
Региональное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта РФ (п. 5 той же статьи).
Региональное отраслевое объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта РФ (п. 6 той же статьи).
Территориальное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования (п. 7 той же статьи).
Территориальное отраслевое объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования (п. 8 той же статьи).
5. Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления в него и выхода из него работодателей и (или) их объединений (п. 1 ст. 5).
Объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности (п. 2 той же статьи).
Взаимодействие объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства (п. 3 той же статьи).
6. Объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений) (п. 1 ст. 6).
Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность объединений работодателей, которое может повлечь за собой ограничение прав объединений работодателей, установленных международными договорами РФ, Федеральным законом "Об объединениях работодателей", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 2 той же статьи).
Порядок взаимодействия объединений работодателей определяется ими в соответствии с их уставами, решениями органов управления объединений работодателей (п. 3 той же статьи).
7. Члены объединения работодателей имеют равные права (п. 1 ст. 7).
Члены объединения работодателей имеют право:
участвовать в формировании органов управления объединения работодателей в порядке, определяемом уставом объединения работодателей;
вносить на рассмотрение органов управления объединения работодателей предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения работодателей, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений в порядке, определяемом уставом объединения работодателей;
участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения (далее - соглашения);
получать информацию о деятельности объединения работодателей, заключенных им соглашениях, а также тексты этих соглашений;
получать от объединения работодателей помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
свободно выходить из объединения работодателей;
иные предусмотренные уставом объединения работодателей права (п. 2 той же статьи).
8. Члены объединения работодателей обязаны:
выполнять требования устава объединения работодателей;
соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями (ст. 8).
9. Нарушение или невыполнение членом объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными объединением работодателей, влечет за собой ответственность в порядке, установленном законодательством РФ, указанными соглашениями (п. 1 ст. 9).
Прекращение работодателем своего членства в объединении работодателей не освобождает его от ответственности, предусмотренной законодательством РФ, соглашениями за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в указанном объединении (п. 2 той же статьи).
Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашений, заключенных этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, в порядке, установленном законодательством РФ, указанными соглашениями (п. 3 той же статьи).
10. Объединение работодателей создается на основании решения его учредителей.
Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей (п. 1 ст. 10).
Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 той же статьи).
11. Учредительными документами объединений работодателей являются уставы (п. 1 ст. 11).
Устав объединения работодателей должен определять:
наименование объединения работодателей;
цели и задачи объединения работодателей;
место нахождения объединения работодателей;
порядок управления объединением работодателей;
права и обязанности членов объединения работодателей;
условия и порядок приема в члены объединения работодателей и выхода из него;
источники формирования имущества объединения работодателей;
порядок внесения изменений в устав объединения работодателей;
структуру, порядок создания и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений;
порядок наделения представителя и (или) представителей объединения работодателей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров;
другие не противоречащие Конституции РФ и законодательству РФ положения (п. 2 той же статьи).
Уставом объединения работодателей может предусматриваться ответственность члена объединения работодателей за несоблюдение положений устава, решений органов управления объединения работодателей (п. 3 той же статьи).
Изменения в устав объединения работодателей вносятся на основании решения его высшего органа управления (п. 4 той же статьи).
12. Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом объединения работодателей (ст. 12).
13. Объединение работодателей имеет право:
формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимодействиях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;
согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;
отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;
выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;
наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;
вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;
принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;
проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;
получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением.
Объединение работодателей также может иметь предусмотренные уставом объединения работодателей права (п. 1 ст. 13).
Объединения работодателей имеют равные с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти права на паритетное представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством РФ (п. 2 той же статьи).
14. Объединение работодателей обязано:
вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями;
выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей;
предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений;
предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;
осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений;
содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями - членами объединения работодателей;
отчитываться перед своими членами о деятельности объединения работодателей в порядке и в сроки, которые предусмотрены уставом объединения работодателей;
оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности (ст. 14).
15. Объединение работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, указанными соглашениями (п. 1 ст. 15).
Объединение работодателей не несет ответственности по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей (п. 2 той же статьи).
16. Объединение работодателей может иметь на праве собственности и ином праве земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество (п. 1 ст. 16).
Члены объединения работодателей при выходе из объединения работодателей не сохраняют прав на переданное ими в собственность объединению работодателей имущество, в том числе на членские и иные взносы, если иное не предусмотрено уставом объединения работодателей (п. 2 той же статьи).
Объединение работодателей не отвечает своим имуществом по обязательствам членов объединения работодателей (п. 3 той же статьи).
17. Реорганизация, ликвидация объединения работодателей осуществляются на основании соответствующего решения высшего органа управления объединения работодателей.
Объединение работодателей может быть реорганизовано, ликвидировано также в случаях, установленных федеральными законами (п. 1 ст. 17).
Реорганизация, ликвидация объединения работодателей осуществляются в порядке, установленном федеральными законами (п. 2 той же статьи).
18. Организации, созданные до вступления в силу Федерального закона "Об объединениях работодателей" и осуществляющие права и обязанности объединений работодателей, обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с данным Федеральным законом до 1 ноября 2007 г. До приведения указанными организациями своих учредительных документов в соответствие с Федеральным законом "Об объединениях работодателей" данные документы действуют в части, не противоречащей этому Федеральному закону (п. 1 ст. 18 в редакции Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 152-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5243).
Указанные объединения, не приведшие свои учредительные документы в соответствие с Федеральным законом "Об объединениях работодателей" в срок, указанный в ч. 1 ст. 18 этого Закона, не вправе осуществлять права и обязанности объединений работодателей, предусмотренные данным Законом (п. 2 ст. 18 в редакции Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 152-ФЗ).
§ 7. Особенности деятельности и регулирования отношений, в которые вступают (могут вступать) некоторые объединения работодателей, их правового положения устанавливаются федеральным законом (см. ч. 4 ст. 33).