Гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления .
Комментарий к статье 327 ТК РФ
1. Гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и др., которые предоставляются лицам, работающим либо работавшим в прошлом в районах Крайнего Севера и в приравненных местностях, предусматриваются соответствующими федеральными законами, законами субъектов РФ, а также иными нормативными правовыми актами федерального, регионального или местного уровня.
2. Гарантии и компенсации в области социального страхования и пенсионного обеспечения установлены Законом о Крайнем Севере, Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом о трудовых пенсиях, Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно", Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" и некоторыми другими нормативными правовыми актами.
3. Гарантии и компенсации в области жилищных правоотношений, предоставляемые северянам, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Федеральным законом от 17.07.2011 N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Законом об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности, в ст. 23 которого установлено, что работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ.
4. Жилищные правоотношения лиц, осуществлявших трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и в приравненных местностях, урегулированы в ряде подзаконных актов, в частности в Указе Президента РФ от 23.05.1996 N 757 "О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установившем, что пенсионеры и другие граждане, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет и потерявшие работу в связи с прекращением деятельности предприятий и ликвидацией поселков, расположенных в этих регионах, пользуются правом первоочередного получения жилья на территории Российской Федерации независимо от места их проживания на дату издания данного Указа. Также в числе подзаконных актов следует назвать Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 N 872 "О дополнительных мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и некоторые иные нормативные правовые акты.
5. Дополнительные меры социальной поддержки неработающих пенсионеров и инвалидов в связи с проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера предусмотрены Законом Чукотского автономного округа от 22.09.2005 N 68-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в Чукотском автономном округе", Законом Камчатского края от 06.03.2008 N 15 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета", а также некоторыми иными нормативными правовыми актами, издаваемыми органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Другой комментарий к статье 327 ТК РФ
§ 1. Изменения, внесенные в ст. 327, расширяют и конкретизируют круг нормативных правовых актов, которые могут устанавливать гарантии в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и др. Эти вопросы могут быть решены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Не запрещено решение этих вопросов локальными нормативными актами, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами.
§ 2. Статьи 313 - 326 ТК не исчерпывают всех гарантий, компенсаций и льгот, предоставляемых работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Другие гарантии, компенсации и льготы предусмотрены иными законами РФ, в том числе законами о пенсиях, о социальном страховании.
Часть гарантий, компенсаций и льгот, предусмотренных Законом РФ от 19 февраля 1993 г., не вошла в ТК.
Необходимо сравнить нормы других актов, предусматривающие гарантии и компенсации для работающих в районах Севера, с нормами, содержащимися по этим вопросам в ТК, и если они не противоречат Кодексу, то должны применяться, поскольку они не признаны утратившими силу.
§ 3. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, защита установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами прав граждан, организаций осуществляется в судебном порядке.
Текст данной статьи представляется недостаточно точным.
Во-первых, она носит весьма общий характер, хотя завершает Закон РФ от 19 февраля 1993 г. в новой редакции и могла предусматривать только порядок защиты прав граждан и организаций, связанных с проживанием, работой, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Видимо, это и имеется в виду.
Во-вторых, в этой статье в числе актов, устанавливающих защищаемые ею права, не названы иные нормативные правовые акты федерального уровня и уровня субъектов РФ, не являющиеся законами. Не названы и локальные акты работодателей. Между тем в соответствии с новой редакцией статей главы 50 ТК и Закона РФ от 19 февраля 1993 г. указанными выше актами могут устанавливаться размеры, условия и порядок предоставления "северных" гарантий и компенсаций.
В-третьих, по поводу предоставления (непредоставления) "северных" гарантий и компенсаций возникают трудовые споры. Их разрешение в уполномоченных органах - основное средство защиты трудовых прав работников.
Кодекс трудовые споры, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не исключает из общего порядка рассмотрения трудовых споров, которые могут рассматриваться не только в суде, но и в КТС.
§ 4. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, ущерб, причиненный гражданам, организациям в результате нарушения нормативных правовых актов, указанных в ч. 1 этой статьи, и коллективных договоров, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данная формулировка также носит слишком общий характер, а потому не точна.
В части, касающейся материальной ответственности работника и работодателя, следует руководствоваться положениями раздела XI Трудового кодекса. Причем для работников основным видом материальной ответственности является ограниченная (см. ст. 241 ТК). Вопросы имущественной ответственности за причиненный ущерб, выходящие за рамки раздела XI ТК, решаются на основе норм гражданского законодательства.