Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
Комментарий к статье 48 ТК РФ
1. Соглашение является актом срочного действия, оно по усмотрению сторон может заключаться на любой срок, не превышающий трех лет.
2. Дата вступления соглашения в силу определяется сторонами и не зависит от каких бы то ни было обстоятельств (например, от проведения уведомительной регистрации), за исключением волеизъявления сторон. Как правило, соглашение вступает в силу с момента его подписания.
3. Сторонам предоставлено право продлить действие соглашения один раз на срок не более трех лет. Такое решение должно быть принято по соглашению сторон.
4. Во-первых, действие соглашения по кругу лиц определяется в зависимости от нескольких критериев, например, от членства работодателей в объединении, которое заключило соответствующее соглашение.
Члены объединения работодателей выполняют заключенное соглашение в силу своего членства в объединении. Для того чтобы предотвратить возможность злоупотребления правами члена соответствующего объединения работодателей и ориентировать работодателей на ответственное отношение к взаимодействию с профессиональными союзами (их объединениями), Кодекс устанавливает, что прекращение членства в объединении работодателей в период действия соглашения не освобождает работодателя от выполнения его условий. Равно и работодатель, вступивший в объединение после того, как было заключено соглашение, обязан соблюдать его положения.
Во-вторых, работодатели могут уполномочить объединение, членами которого они не являются, заключить соглашение от их имени. Однако порядка и условий такой передачи полномочий законодатель не предусматривает. Очевидно, они должны устанавливаться по соглашению между работодателем и соответствующим объединением.
В-третьих, соглашение обязательно для работодателей, которые добровольно к нему присоединились.
В-четвертых, соглашение должно выполняться работодателями, на которых оно было распространено в порядке, установленном ч. ч. 7 - 9 ст. 48.
5. Комментируемая статья предусматривает распространение соглашения на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления лишь в пределах принятых ими на себя обязательств. Эта норма совершенно верно отражает правовое положение третьей стороны соглашений: участвующие в заключении соглашений органы исполнительной власти или органы местного самоуправления (если они не являются работодателями) выполняют особую роль, которая заключается в оказании социальным партнерам содействия, организационной помощи, учета при определении содержания соглашения интересов государства и общества в целом. Соответственно, они не могут и не должны нести обязательства по выполнению соглашения (кстати, и стороной коллективного трудового спора они не признаются - см. коммент. к ст. 398).
6. Статья 48 предусматривает и правила определения действия соглашений, заключенных от имени работодателей - государственных и муниципальных учреждений, иных организаций, финансируемых из бюджета. Такие соглашения распространяют свое действие на работодателей, уполномочивших соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления вести коллективные переговоры и заключать соглашения от их имени, а также на учреждения, им подведомственные, если в законе или ином нормативном правовом акте установлено правило о представительстве этих учреждений в системе социального партнерства.
7. Новый подход применяется для определения действия соглашения в отношении работников. С учетом теоретических представлений и складывающейся практики законодатель совершенно правильно установил, что соглашение охватывает всех работников, которые работают у работодателей, связанных обязательствами по заключенному соглашению.
8. Часть 6 комментируемой статьи содержит коллизионную норму на тот случай, когда на работников распространяется сразу несколько соглашений, например отраслевое соглашение, заключенное на федеральном уровне, и территориальное соглашение. В такой ситуации для применения необходимо избрать положения, наиболее благоприятные для работников. Установленная коллизионная норма основана на общем принципе построения системы источников трудового права - принципе неухудшения положения работника.
9. После заключения соглашения (как правило, отраслевого (межотраслевого)) к нему могут присоединиться любые работодатели. Такое присоединение оформляется соглашением сторон - работодателей и профсоюзов, желающих распространить действие соглашения на соответствующие организации. Присоединение к соглашению - добровольная процедура.
10. При заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. К сожалению, в полномочиях Минтруда России соответствующее право не указано.
Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности. Немаловажная роль отводится социальным партнерам, которые заключили соответствующее соглашение. Именно они выступают с предложением о присоединении к заключенному соглашению.
До публикации предложения о присоединении должно быть опубликовано само соглашение, т.е. работодатели должны иметь возможность ознакомиться с содержанием данного правового акта.
11. Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению должен быть утвержден Приказом Минтруда России. Однако пока существует лишь проект этого Приказа от 01.10.2012. В соответствии с указанным проектом Порядок опубликования остается прежним - установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 N 260, однако вместо Минздравсоцразвития России тексты соглашений направляются в Минтруд России. Таким образом, Федеральная служба по труду и занятости в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в Минтруда России для размещения на официальном сайте Министерства и опубликования в журнале "Охрана и экономика труда", а также для опубликования в журнале "Промышленник России" и газете "Солидарность".
После опубликования в журнале "Охрана и экономика труда" и размещения на официальном сайте Министерства (www.rosmintrud.ru) стороны соглашения вправе предложить министру труда и социальной защиты Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.
Такое предложение публикуется в "Российской газете".
12. Для решения вопроса о добровольном присоединении к отраслевому соглашению отводится 30 календарных дней.
Если работодатель (работодатели) не ответил в течение 30 дней или согласился присоединиться к заключенному отраслевому соглашению, соглашение считается распространенным на него с момента официального опубликования предложения о присоединении.
Если работодатель в этот срок направил мотивированный отказ присоединиться к соглашению (отказ должен быть представлен в письменной форме), вопрос о распространении на него соглашения может быть решен после проведения консультаций между сторонами отраслевого соглашения, работодателем, отказавшимся присоединиться к нему, выборным органом первичной профсоюзной организации, действующим у данного работодателя, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда.
13. Изложенная схема решения вопроса о присоединении к соглашению (или распространении его действия) дополняется необходимостью проведения работодателем консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации. Протокол таких консультаций должен быть приложен к письменному мотивированному отказу от присоединения к отраслевому соглашению. Процедура консультаций определяется по соглашению между работодателем и выборным органом первичной профсоюзной организации.
Если в организации (у индивидуального предпринимателя) нет профсоюзной организации, работодатель указывает это в отказе, направляемом в Минтруда России. В том случае, когда работники соответствующего работодателя объединены в несколько профсоюзных организаций, консультации проводятся с единым представительным органом, созданным в порядке, предусмотренном ст. 37 ТК, наиболее представительной первичной профсоюзной организацией либо организацией, избранной общим собранием (конференцией) (см. коммент. к ст. 37).
14. Направление работодателем мотивированного отказа от присоединения к отраслевому соглашению, как уже отмечалось, не означает, что соглашение не будет на него распространено. Часть 9 комментируемой статьи предусматривает, что соответствующий орган исполнительной власти может провести дополнительные консультации с участием всех заинтересованных сторон. При этом социальные партнеры (как стороны заключенного соглашения, так и работодатель, отказавшийся присоединиться, и профсоюзная организация, объединяющая его работников) не могут уклониться от участия в этих консультациях. Цель таких консультаций заключается в оценке реальных возможностей работодателя выполнять отраслевое соглашение и принятии решения о его распространении на основании объективного и всестороннего изучения всех обстоятельств.
В настоящее время процедура консультаций, механизм реализации соответствующих прав и обязанностей, форма решения о распространении (частичном распространении) отраслевого соглашения на работодателя, не принимавшего участия в его заключении, не предусмотрены.
15. Надо подчеркнуть, что комментируемая статья допускает распространение только отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне. По отношению к другим соглашениям механизм, предусмотренный ч. ч. 7 - 9 ст. 48, применяться не должен. Вместе с тем широко распространилась практика закрепления в законах субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве аналогичных правил по отношению к соглашениям, заключаемым на региональном уровне.
16. Все соглашения, как следует из положения ч. 10 комментируемой статьи, подлежат опубликованию. По всей видимости, публикация должна производиться в официальных изданиях. Порядок опубликования соглашений (за исключением отраслевых, заключенных на федеральном уровне) должны определить стороны.
Другой комментарий к статье 48 ТК РФ
§ 1. Комментируемая статья подверглась не только редакционным, но и существенным изменениям.
Основные из них состоят в следующем.
1. Возможность продления срока действия соглашения ограничена. Это можно сделать только один раз на срок не более 3 лет (см. ч. 2 ст. 48).
2. Более последовательно, чем ранее, выстроены положения об основаниях распространения соглашений на работодателей (см. ч. 3 той же статьи).
3. Специальная норма предусмотрена для действия соглашений в отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. То есть в связи с их особым статусом и специальными (бюджетными) источниками финансирования предусмотрена особенность действия соглашений применительно к ним (см. ч. 4 той же статьи).
4. Предусмотрено действие соглашений в отношении работников (чего раньше не было: подразумевалось, что, если соглашение действует в отношении работодателя, оно действует и в отношении его работников).
5. В порядок присоединения к федеральному отраслевому соглашению работодателя, не участвовавшего в его заключении, включено положение о том, что действиям соответствующего федерального органа исполнительной власти предшествует предложение (т.е. инициатива) сторон этого соглашения (см. ч. 7 той же статьи).
К письменному отказу работодателя присоединиться к федеральному отраслевому соглашению должен быть приложен протокол его консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (см. ч. 8 той же статьи).
6. Отказ работодателя окончательно не закрывает путь к возможности распространения на него и его работников действия федерального отраслевого соглашения.
В случае отказа работодателя присоединиться к федеральному отраслевому соглашению соответствующий федеральный орган исполнительной власти имеет право организовать консультации представителей этого работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации с представителями сторон соглашения. По приглашению этого федерального исполнительного органа все названные представители обязаны участвовать в консультациях (см. ч. 9 той же статьи).
7. Определен орган, полномочный устанавливать порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения в присоединении к нему (см. ч. 10 той же статьи).
§ 2. Статья 48 ТК определяет:
срок действия соглашения;
сферу его действия;
порядок присоединения к соглашению.
§ 3. В соответствии с Кодексом срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Допускается продление этого срока один раз, но не более чем на 3 года.
§ 4. Дата вступления в силу соглашения определяется датой его подписания сторонами (точнее - представителями сторон) либо указывается в самом соглашении.
§ 5. Кодекс устанавливает условия действия соглашения в отношении работников и работодателей.
Соглашение распространяется:
на работников и работодателей, которые уполномочили своих соответствующих представителей на: а) ведение коллективных переговоров, б) разработку и в) заключение соглашения от их имени;
органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;
работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.
Распространение соглашения на работодателей обусловлено их членством в объединении работодателей, заключившем соглашение.
Если соглашение заключено в период членства работодателя в объединении, то выход из него не освобождает такого работодателя от выполнения соглашения.
Вступление работодателя в объединение в период действия соглашения налагает на него обязанность выполнять это соглашение.
§ 6. В связи с проведением административной реформы, внесением изменений в принципы организации органов власти изменено наименование федерального органа исполнительной власти, указанного в ч. 7 - 10 комментируемой статьи. Соответственно, федеральное отраслевое соглашение может быть распространено на работодателей, не участвовавших в его заключении, при условии их присоединения к этому соглашению с соблюдением определенной Кодексом процедуры. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе предложить таким работодателям присоединиться к соглашению, официально опубликовав соответствующее предложение.
Письма о присоединении к тому или иному отраслевому тарифному соглашению федерального уровня публикуются в Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации (БТиСЗ). (См., например, письма о присоединении к федеральным отраслевым соглашениям от 17 января 2005 г. N 13-МЗ; от 13 мая 2005 г. N 116-МЗ и др. // БТиСЗ. 2005. N 1. С. 177, N 4. С. 102, 103.)
§ 7. Статья 48 ТК предусматривает, что порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования соглашений о присоединении к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок опубликования иных соглашений должен быть установлен их сторонами.
§ 8. В связи с тем что Кодекс определяет порядок присоединения только к федеральным отраслевым соглашениям, законами субъектов РФ необходимо определить порядок присоединения к региональным отраслевым соглашениям, а нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления - порядок присоединения к территориальным отраслевым соглашениям. Потребность в этом вытекает из того, что отраслевые соглашения заключаются не только на федеральном уровне, но и на региональном и территориальном уровнях.
Необходимо решить и вопрос о порядке присоединения к международным соглашениям, видимо, по аналогии с порядком, предусмотренным для федеральных отраслевых соглашений.
§ 9. На работников, как правило, распространяется несколько соглашений - генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное. Они предусматривают различный уровень прав и гарантий работников. В таких случаях соглашения наиболее благоприятны для работников.
При рассмотрении индивидуальных трудовых споров в связи с различиями в положениях соглашений, распространяющихся на работников (в том числе и коллективного договора как акта - соглашения), судебная практика следует норме, содержащейся в комментируемой статье. Если на работника в установленном порядке распространяется действие нескольких соглашений, судьи выносят решение о применении наиболее благоприятных для него условий (см., например, БВС РФ. 2003. N 7. С. 5; 2004. N 1. С. 3).