Положения настоящей статьи устанавливают особенности регулирования трудовых отношений с экспертами в сфере проведения специальной оценки условий труда, под которыми понимаются работники, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
Порядок аттестации и особенности регулирования труда указанной категории работников устанавливаются законодательством о специальной оценке условий труда.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ)
Комментарий к статье 351.3 ТК РФ
1. Согласно ст. 20 Закона о специальной оценке условий труда к трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
2. Аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в порядке, установленном Правительством РФ, что предусмотрено в ч. 2 ст. 20 Закона.
3. В ч. 3 ст. 20 Закона о специальной оценке условий труда предусмотрены ряд требований, которым должен удовлетворять работник, претендующий на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. К их числу отнесены:
1) наличие высшего образования;
2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;
3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.
Наличие высшего образования и дополнительного профессионального образования должно быть подтверждено соответствующими документами об образовании и о квалификации. Так, наличие высшего образования - бакалавриата подтверждается дипломом бакалавра; высшего образования - специалитета - дипломом специалиста; высшего образования - магистратуры - дипломом магистра; высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, осуществляемой по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки, - дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки (ст. 60 Закона об образовании).
Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (ст. 60 Закона об образовании).
Наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, может быть подтверждено соответствующими справками, выписками из приказов, записями в трудовой книжке работника и другими документами.
4. Форма сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технические требования к нему и инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда утверждены Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 32н.
5. Формирование и ведение реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, что предусмотрено в ст. 21 Закона о специальной оценке условий труда.
В реестр экспертов вносятся следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта;
2) номер, дата выдачи сертификата эксперта (дубликата сертификата эксперта) и дата окончания срока действия сертификата эксперта (дубликата сертификата эксперта);
3) область или области деятельности, в рамках которых эксперт может выполнять работы по проведению специальной оценки условий труда;
4) дата аннулирования сертификата эксперта.
Указанные сведения подлежат размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, утвержден Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 32н.
6. Согласно ст. 22 Закона о специальной оценке условий труда эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда, независимы и руководствуются в своей деятельности исключительно требованиями ТК, указанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих специальную оценку условий труда.
Вместе с тем для экспертов, проводящих специальную оценку условий труда, установлен ряд ограничений. Так, специальная оценка условий труда не может, в частности, проводиться:
1) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда;
2) экспертами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
3) экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители;
4) дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
7. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда, не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. При этом под конфликтом интересов понимаются ситуации, при которых заинтересованность организации, проводящей специальную оценку условий труда, или ее эксперта влияет либо может повлиять на результаты проведения специальной оценки условий труда.
8. Нарушение экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, порядка проведения специальной оценки условий труда влечет административную ответственность в соответствии с КоАП РФ. Так, согласно ст. 14.54 указанного Кодекса нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 70 тыс. до 100 тыс. руб. Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При этом в примечании к данной статье указывается, что эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей, несет административную ответственность как должностное лицо.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Другой комментарий к статье 351.3 ТК РФ
1. Комментируемая статья включена в ТК в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", который в числе прочего определяет основы правового статуса экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Такие лица могут как состоять в трудовых отношениях с указанными организациями, так и привлекаться ими для проведения специальной оценки условий труда на основе гражданско-правовых договоров.
Комментируемая статья распространяется на физических лиц, которые состоят в трудовых отношениях с организациями, проводящими специальную оценку условий труда, отвечают предусмотренным законом профессионально-квалификационным требованиям и имеют сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
Устанавливая в качестве обязательных требований к указанным работникам прохождение аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и наличие сертификата эксперта, который выдается по результатам указанной аттестации, комментируемая статья фактически воспроизводит положения ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О специальной оценке условий труда". В остальном же она носит отсылочный характер.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:
наличие высшего образования;
наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 час.;
наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.
Указанный Федеральный закон не уточняет, по какой именно специальности должно быть получено высшее образование лицом, претендующим на получение сертификата эксперта. Между тем в качестве одного из требований к организации, проводящей специальную оценку условий труда, предусмотрено наличие у нее не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям (п. 2 ч. 1 ст. 19 указанного Федерального закона).
Проведение аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование осуществляются Министерством труда и социальной защиты РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанное Министерство Приказом от 24 января 2014 г. N 32н установило форму сертификата эксперта и технические требования к нему, а также утвердило инструкцию по заполнению бланка сертификата эксперта.
Сведения об экспертах организаций, проводящих специальную оценку условий труда, а также о выданных им сертификатах вносятся в реестр экспертов, формирование и ведение которого возлагается также на Министерство труда и социальной защиты РФ (ч. ч. 1 и 5 ст. 21 указанного Федерального закона).
Порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, утвержден Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 32н.
3. Одним из основных принципов деятельности экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, является принцип независимости. При осуществлении своих функций эксперты руководствуются исключительно требованиями ТК, Федерального закона "О специальной оценке условий труда", иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих специальную оценку условий труда.
В целях обеспечения независимости экспертов при осуществлении своей деятельности названный Федеральный закон устанавливает для них ряд ограничений. Эксперты не могут проводить специальную оценку условий труда, если они: а) являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, или руководителями таких организаций, или должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда; б) состоят в близком родстве либо свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, или руководителями таких организаций, или должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда (п. п. 5 и 6 ч. 2 ст. 22 указанного Федерального закона).
Кроме того, эксперты не вправе осуществлять действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта, т.е. ситуации, при которых заинтересованность эксперта влияет либо может повлиять на результаты проведения специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 22 указанного Федерального закона).
За нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда эксперты несут административную ответственность в соответствии со ст. 14.54 КоАП как должностные лица.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ