Статья 341. Основания прекращения работы в представительстве Российской Федерации за границей

Прекращение работы в представительстве Российской Федерации за границей производится в связи с истечением срока, установленного при направлении работника соответствующим федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением Российской Федерации или заключении с ним срочного трудового договора.

Работа в представительстве Российской Федерации за границей может быть прекращена досрочно также в случаях:
1) возникновения чрезвычайной ситуации в стране пребывания;
2) объявления работника персоной нон грата либо получения уведомления от компетентных властей страны пребывания о его неприемлемости в стране пребывания;
3) уменьшения установленной квоты дипломатических или технических работников соответствующего представительства;
4) несоблюдения работником обычаев и законов страны пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали;
5) невыполнения работником принятых на себя при заключении трудового договора обязательств по обеспечению соблюдения членами своей семьи законов страны пребывания, общепринятых норм поведения и морали, а также правил проживания, действующих на территории соответствующего представительства;
6) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, а также режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора;
7) временной нетрудоспособности продолжительностью свыше двух месяцев подряд или при наличии заболевания, препятствующего работе за границей, в соответствии со списком заболеваний, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти .
При прекращении работы в представительстве Российской Федерации за границей по одному из оснований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, увольнение работников, не состоящих в штате направившего их на работу за границу федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения Российской Федерации, производится в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 77 настоящего Кодекса. Увольнение работников, состоящих в штате указанных органов и учреждений, производится по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами .

Комментарий к статье 341 ТК РФ

1. Основанием прекращения работы в загранучреждении является истечение срока, установленного при переводе работника, состоящего в штате соответствующего федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения Российской Федерации, на работу за границу. При этом трудовой договор не прекращается и работник вправе продолжить трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

Срочный трудовой договор с лицом, принятым на работу в представительство Российской Федерации за границей, прекращается в связи с истечением срока его действия.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ряд оснований, по которым работа в загранучреждении может быть прекращена досрочно. В некоторых случаях необходимость прекращения работы обусловлена объективными факторами, связанными с возникновением неблагоприятных обстоятельств в стране пребывания, препятствующих дальнейшей работе в соответствующем загранучреждении (основания, предусмотренные п. п. 1 - 3 ч. 2 комментируемой статьи). В остальных случаях досрочное прекращение работы в загранучреждении обусловлено либо виновными действиями работника, либо неудовлетворительным состоянием его здоровья.

3. Процедура увольнения работников по дополнительным основаниям, предусмотренным ч. 2 комментируемой статьи, дифференцирована в зависимости от того, состоит ли работник в штате федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения Российской Федерации, направившего его на работу за границу. При оформлении увольнения работника, не состоящего в штате указанного органа или учреждения, следует ссылаться не на конкретное основание, предусмотренное соответствующим пунктом ч. 2 ст. 341 ТК, а на п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК. Таким образом, основанием увольнения в данном случае будет служить истечение срока трудового договора.

Для штатного работника федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения Российской Федерации досрочное прекращение работы в представительстве Российской Федерации за границей не означает увольнение. Работник отзывается из страны пребывания и может продолжить работу на территории Российской Федерации. Трудовой договор с ним может быть расторгнут только по основаниям, предусмотренным ТК и иными федеральными законами.

4. Работа в представительстве Российской Федерации за границей может быть досрочно прекращена в случае выявления у работника определенных заболеваний. Список заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.04.2003 N 208.

Другой комментарий к статье 341 ТК РФ

§ 1. По общему правилу трудовой договор с работником о работе в представительстве РФ за границей расторгается после окончания его срока.

Трудовой договор может быть расторгнут также до истечения его срока в случаях:

1) возникновения чрезвычайных ситуаций в стране пребывания. Чрезвычайной ситуацией считается непредвиденные обстоятельства (военные действия, обстоятельства техногенного характера, природные явления, разрыв дипломатических отношений и т.д.), которые делают невозможным продолжение пребывания работника в стране;

2) объявления работника персоной нон грата либо получения уведомления от компетентных властей страны пребывания о его неприемлемости в стране пребывания.

В случае объявления работника нежелательной персоной в стране его пребывания компетентные власти этой страны вручают в соответствующее представительство РФ за границей уведомление, в котором указывается фамилия, имя, отчество данного работника;

3) уменьшения установленной квоты дипломатических или технических работников соответствующего представительства.

Министерство иностранных дел РФ или орган исполнительной власти могут уменьшить квоту работников представительств. Представляется, что данное основание является аналогом сокращения численности или штата работников представительства. Вместе с тем в отличие от общего порядка увольнения работника в связи с сокращением численности или штата (п. 2 ст. 81 ТК), предусмотренного ч. 2 ст. 81, ст. 82 ТК, увольнение работника по п. 3 ч. 2 ст. 341 ТК производится без проведения соответствующих общих процедур;

4) несоблюдение работником обычаев и законов страны пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали.

Указанное основание увольнения работника не считается мерой дисциплинарного взыскания, однако при этом необходимо соблюдать определенный порядок. Так, факт нарушения должен быть установлен соответствующим органом власти страны пребывания или органом представительства. При этом от работника должно быть затребовано письменное объяснение проступка. Увольнение возможно лишь в случае, если нарушения были допущены без уважительных причин. Срок, в течение которого возможно увольнение, законодательно не определен, однако думается, что увольнение возможно в сроки, предусмотренные для наложения дисциплинарных взысканий ст. 193 ТК РФ;

5) невыполнения работником принятых на себя при заключении трудового договора обязательств по обеспечению соблюдения членами его семьи законов страны пребывания, общепринятых норм поведения и морали, а также правил проживания, действующих на территории соответствующего представительства.

При заключении с работником, направляемым за границу, трудового договора в его текст включаются обязательства по обеспечению работником соблюдения членами его семьи общепринятых норм поведения и морали, а также правил проживания, действующих на территории представительства. В случае, если такое обязательство будет нарушено, работодатель вправе расторгнуть договор с таким работником;

6) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, а также режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора.

Поскольку законодатель не раскрывает понятие "грубое нарушение", представляется, что его определяет работодатель. Увольнение работника допускается лишь при нарушении таких обязанностей или режимных требований, которые были доведены до работника при заключении трудового договора письменно (под расписку). Если работник не был своевременно ознакомлен с ними, то при рассмотрении индивидуального спора о восстановлении работника, уволенного по этому основанию, увольнение должно быть признано незаконным с его последующим восстановлением;

7) временной нетрудоспособности продолжительностью свыше 2 месяцев подряд или при наличии заболевания, препятствующего работе за границей, в соответствии со списком заболеваний, утвержденным в порядке, установленном Правительством РФ.

Прежнее законодательство предусматривало подобное основание для увольнения работника (п. 5 ст. 33 КЗоТа РФ), однако Трудовой кодекс среди общих оснований для расторжения трудового договора такого основания не содержит. Для работников, принятых для работы за границей, это основание предусматривает отсутствие на работе вследствие временной нетрудоспособности более 2 месяцев либо заболевания, которое указано в списке заболеваний, препятствующих работе за границей, утвержденном постановлением Правительства РФ. Порядка увольнения по этому основанию закон не устанавливает.

§ 2. Законодатель определяет, что при увольнении работников, состоящих в штате органа, направившего его на работу за границу, по основаниям ст. 341 ТК в трудовой книжке производится запись соответствующего основания ч. 2 этой статьи. Работник, ранее не работавший в учреждении, пославшем его, увольняется по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК (истечение срока договора).

Представляется, что при увольнении по основаниям ст. 341 работников из числа не состоящих в штате учреждения, пославшего его на работу за границу, возможны большие сложности при рассмотрении индивидуальных трудовых споров лиц, уволенных по этим основаниям. Такая формулировка основания для их увольнения, как п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК, вряд ли применима, так как срок договора здесь не истекает, а доказать незаконность увольнения для работника будет затруднительно.