Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации .
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей .
Комментарий к статье 313 ТК РФ
1. Установление особенностей правового регулирования трудовых отношений лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обусловлено суровостью и экстремальным характером природно-климатических условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. Дополнительные правила для работников Севера вводятся в целях снижения негативного воздействия неблагоприятных климатических факторов на здоровье работника и членов его семьи, а также возмещения лицам, работающим и проживающим в данном регионе, повышенных затрат труда и удорожания стоимости жизни по сравнению со средними показателями, сложившимися в Российской Федерации. Кроме того, совершенствование системы гарантий и компенсаций северянам способствует решению комплексных задач экономического развития северных территорий, обладающих необходимым природно-ресурсным потенциалом.
Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим на Крайнем Севере и в приравненных местностях, устанавливаются ТК, иными федеральными законами, а также подзаконными нормативными правовыми актами федерального уровня.
Наиболее важное значение имеет Закон о Крайнем Севере, действующий в части, не противоречащей ТК.
Вопросам предоставления гарантий и компенсаций работникам организаций, расположенных на Севере, посвящены соответствующие постановления Правительства РФ, постановления Минздравсоцразвития России и некоторые иные нормативные правовые акты.
В части, не противоречащей ТК, сохраняют действие некоторые нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, касающиеся правового регулирования трудовых отношений указанной категории работников, в частности: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера"; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера"; Постановление Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера"; Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2.
2. Помимо определенного комплекса государственных гарантий, предусмотренных федеральным трудовым законодательством для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и работодателям предоставлена возможность устанавливать дополнительные гарантии и компенсации указанным категориям работников за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств работодателей. Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться не только соответствующими нормативными правовыми актами и коллективно-договорными актами, указанными в комментируемой статье, но и трудовыми договорами.
3. Согласно ст. 2 Закона о Крайнем Севере перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций должен устанавливаться Правительством РФ, однако в настоящее время указанный перечень отсутствует. До его принятия следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, который был утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 и действует в редакции Постановления Совета Министров СССР от 03.01.1983 N 12 с последующими изменениями и дополнениями.
4. Гарантии и компенсации совместителям, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются согласно ст. 287 ТК только по основному месту работы.
5. О гарантиях и компенсациях работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, см. коммент. к ст. 302 ТК.
Другой комментарий к статье 313 ТК РФ
§ 1. Внесенные в ст. 313 изменения расширяют нормативно-правовую базу установления гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В ее ч. 1 предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации этим лицам устанавливаются не только Кодексом и другими федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а другие гарантии - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Величина дополнительных гарантий зависит от финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателя.
В результате изменений, внесенных в ст. 313 и некоторые другие статьи главы 50 ТК, их текст согласуется с текстом норм по тем же вопросам, содержащихся в Законе РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г. (т.е. с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом N 122-ФЗ).
§ 2. Глава 50 ТК устанавливает особенности регулирования трудовых отношений в зависимости от специфических условий местности, в которой трудится работник, - экстремальных природно-климатических условий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 313 - 327).
Она основана в первую очередь на тексте Закона РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (Ведомости РСФСР. 1993. N 16. Ст. 551) и ст. 251 КЗоТа РФ 1971 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в нее внесены кардинальные изменения - в ст. 316, 317, 323, 325, 326 (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607).
§ 3. Нормы ТК предусматривают предоставление определенных гарантий и компенсаций гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Более подробные нормы содержатся в Законе РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г. Этот Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Действие этого Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях, а также на некоторые другие категории граждан (см. ч. 1 и 2 ст. 1).
§ 4. Закон РФ от 19 февраля 1993 г., непосредственно связанный с нормами главы 50 ТК, претерпел существенные изменения.
Внесенные в него Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения коснулись прежде всего компенсаций, предоставляемых гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также источников финансирования соответствующих выплат.
Ряд статей Закона РФ от 19 февраля 1993 г. признан утратившим силу: ст. 6 - 9, 12, 13, 15, 16, 20 - 23.1, 25 - 32. Утратили силу его разделы IV и VIII.
§ 5. До введения в действие норм Федерального закона от 22 августа 2004 г. гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 313 - 327 ТК и Законом РФ от 19 февраля 1993 г. в соответствии с ч. 2 ст. 313 ТК, могли устанавливаться законами субъектов РФ, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ и работодателей. Это означало, что уровень гарантий и компенсаций, предусмотренный Законом РФ, мог быть повышен.
Теперь гарантии и компенсации северянам, предусмотренные непосредственно в новой редакции Закона РФ от 19 февраля 1993 г., применяются в отношении тех, кто работает в организациях, финансируемых из федерального бюджета. Гарантии и компенсации тем, кто работает в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, и проживает в этих районах и местностях, устанавливаются каждым субъектом РФ самостоятельно. Для тех, кто работает в организациях, финансируемых из местного бюджета, и проживающих в тех же районах и местностях гарантии и компенсации определяются органами местного самоуправления, а для работающих в иных организациях - работодателем, если иное не установлено Законом РФ от 19 февраля 1993 г. в новой редакции (см. ч. 3 ст. 1, ст. 3 и др.).
Текст статей Трудового кодекса и Закона РФ от 19 февраля 1993 г. в новой редакции позволяет сделать вывод о том, что право на "северные" гарантии и компенсации сохраняется и за теми, кто работает в организациях, финансируемых не из федерального бюджета. Изменен порядок их установления.
То, что установлено для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, следует рассматривать как эталон или минимальный уровень гарантий и компенсаций для их установления работникам других организаций. При этом, исходя из принципа недопустимости ухудшения положения работника, не могут быть сокращены объем и виды гарантий и компенсаций, не может быть уменьшен их размер по сравнению с тем, что было установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами до внесения в них изменений в части источников финансирования.
В Федеральном законе от 22 августа 2004 г. в общей форме не предусмотрено, что в организациях, финансируемых не из федерального бюджета, размер гарантий и компенсаций не может быть ниже установленного для работников организаций, финансируемых из этого бюджета, а порядок и условия их предоставления не могут быть хуже.
На этот счет имеются лишь отдельные положения. Так, предусмотрена возможность повышения размера районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов (см. ч. 2 ст. 10). Такая же возможность имеется и в отношении процентных надбавок к заработной плате (см. ст. 11).
§ 6. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. в новой редакции предусматривает возможность установления гарантий и компенсаций не только законом, но и иными нормативными правовыми актами РФ (см. ст. 3, 4 и др.).
Следует напомнить, что нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс (см. ст. 5 ТК).
§ 7. Нормативные акты работодателей об установлении гарантий и компенсаций, их размере и порядке предоставления относятся к локальным нормативным актам, принимаемым в установленном Трудовым кодексом порядке (см. ст. 8, 371, 372).
Если в организации заключается коллективный договор, предпочтительнее включать в него положения, касающиеся гарантий и компенсаций.
Там, где заключаются региональные и территориальные соглашения, в них следовало бы предусматривать соответствующие гарантии и компенсации северянам, с тем чтобы их нормы легли в основу определения необходимых средств в соответствующем бюджете.
§ 8. В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г., источником расходов на гарантии и компенсации северянам служат:
1) для работников, организаций, финансируемых из федерального бюджета, - средства федерального бюджета;
2) для работников организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - средства бюджета соответствующего субъекта;
3) для работников организаций, финансируемых из местного бюджета, - средства бюджета соответствующего муниципального образования;
4) для работников других организаций - собственные средства этих организаций.
Следствием таких изменений может стать ухудшение положения работников, занятых в столь сложных и трудных условиях Севера, при ограниченности или полном отсутствии в бюджетах субъектов РФ, местного самоуправления и организаций источников финансирования полагающихся им льгот и гарантий.
Финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определено ст. 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. в редакции от 22 августа 2004 г.:
1) гарантии и компенсации, установленные этим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета;
2) гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов РФ;
3) гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований;
4) гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет работодателя (см. ст. 4).
§ 9. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей неоднократно дополнялся, расширялся - см. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (СП СССР. 1967. N 29. Ст. 203), изменения и дополнения, внесенные Указами Президента РФ от 20 декабря 1993 г. N 2226, от 22 марта 1994 г. N 577, от 16 мая 1994 г. N 945 (САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5059; 1994. N 13. Ст. 985; СЗ РФ. 1994. N 4. Ст. 303).
Компетенция Правительства РФ по утверждению перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций сохранилась (см. ст. 2 Закона РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г. // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607).
Перечень районов проживания малочисленных народов Севера утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 января 1993 г. и дополнен Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1993 г. (САПП РФ. 1993. N 3. Ст. 176, N 42. Ст. 4001).
Утвержден Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) (см. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 402, с изменениями и дополнениями от 27 сентября 2001 г. N 695 // СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2318; 2001. N 40. Ст. 3846).
§ 10. Государство предпринимает меры для создания благоприятных условий жизни и работы в районах Севера, оказания содействия желающим переселиться из этих районов (см., например, Федеральную целевую программу экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера до 2011 года, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564 // СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3327; Соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования пилотного проекта реструктурирования районов Крайнего Севера - Постановление Правительства РФ от 3 августа 2001 г. N 577 // СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3468; Положение о содействии переселению граждан в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2002 г. N 336 // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2093; 2005. N 9. Ст. 723).
Дополнительные меры по оказанию содействия гражданам Российской Федерации в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2004 г. N 306 (СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2675).