Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством .
Комментарий к статье 25 ТК РФ
1. Норма ч. 1 статьи различает стороны социального партнерства и их представителей.
В деятельности соответствующих комиссий участвуют представители сторон, указанные в ст. ст. 29 - 31, 33, 34 ТК, однако они действуют от имени и в интересах сторон. Правовые последствия их действий наступают для работников и работодателей.
Представители сторон несут ответственность за неисполнение коллективного договора, соглашения лишь при наличии вины в неисполнении конкретных обязательств (см. коммент. к ст. 55).
2. Законодатель подчеркивает особую роль органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства. Они участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня, однако не принимают на себя никаких обязательств. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование. Кроме того, они осуществляют своеобразное посредничество, помогают сторонам достичь соглашения и заключить взаимоприемлемые и сбалансированные договорные акты.
Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей (для работников, занятых в них) или представляют работодателей в соответствии со ст. 34 ТК.
Другой комментарий к статье 25 ТК РФ
§ 1. Статья 25 дополнена ч. 2, перенесенной из ст. 23 в несколько уточненной редакции. Это вполне обоснованно, поскольку она предусматривает возможность выступать сторонами социального партнерства, кроме работников и работодателей, еще и органам государственной власти и органам местного самоуправления в определенных случаях: а) когда они выступают в качестве работодателей и б) в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
§ 2. Сторонами социального партнерства являются две крупнейшие группы, связанные между собой трудовыми отношениями, постоянно соприкасающиеся в процессе организации труда, его охраны и оплаты.
Это, с одной стороны, работодатели, вступившие в трудовые отношения с работниками, а с другой - работники - физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем (см. ст. 20 ТК).
§ 3. Необходимо иметь в виду, что глава 48 ТК "Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц" ориентирует на индивидуально-договорное регулирование таких отношений. Однако изменения, внесенные в Трудовой кодекс в части регулирования трудовых отношений с работодателями - физическими лицами, предусматривают распространение многих его норм не только на работодателей - юридических лиц (организации), но и на работодателей - индивидуальных предпринимателей. И ст. 40 ТК теперь предусматривает заключение коллективных договоров в организации или у индивидуального предпринимателя.
Распространение на индивидуальных предпринимателей норм о социальном партнерстве, о коллективно-договорном регулировании трудовых отношений с ними имеет принципиальное значение.
§ 4. Подробнее о представителях работников и представителях работодателей см. ст. 29 - 34 ТК.