Статья 251. Особенности регулирования труда

Особенности регулирования труда - нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Комментарий к статье 251 ТК РФ

В комментируемой статье раскрывается содержание понятия "особенности регулирования труда".

Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются равенство прав и возможностей работников, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, на заработную плату, позволяющую вести достойное человека существование ему самому и его семье, и др.

Необходимость соблюдения принципов равенства и справедливости при установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод требует неодинакового подхода к участникам трудового процесса. При регулировании труда работников учитываются: условия, в которых им приходиться работать (в неблагоприятных природно-климатических условиях, под землей); психофизиологические особенности организма; выполнение общественно значимых функций (функций материнства, семейных обязанностей, состояние трудоспособности, возраст и т.д.); особая форма трудового процесса (вахтовый метод); продолжительность работы (временные, сезонные работы); место работы (на дому, вне места постоянного проживания работников, у работодателей - физических лиц); характер выполняемой работы (работа руководителей организаций и членов коллегиального исполнительного органа организаций, педагогическая, спортивная, тренерская работа, работа в сферах здравоохранения, образования, на транспорте, в религиозных организациях, в ряде российских учреждений за границей, в государственных корпорациях, в государственных компаниях, в организациях Вооруженных Сил РФ, иных организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами) и др.

Следует отметить, что установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, не являются дискриминацией (ч. 3 ст. 3 ТК).

Особенности регулирования труда могут касаться порядка заключения и расторжения трудового договора, режима труда и отдыха, заработной платы, гарантий и компенсаций, условий труда и т.д. Они устанавливаются посредством введения норм-изъятий, частично ограничивающих применение общих норм по тем же вопросам, и норм-дополнений, предусматривающих для отдельных категорий работников введение дополнительных правил. Наличие значительного числа таких норм, сгруппированных в зависимости от оснований их принятия, дало возможность выделить их в самостоятельный раздел (XII) ТК.

Другой комментарий к статье 251 ТК РФ

§ 1. Разграничивая полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, Трудовой кодекс РФ (ст. 6) к ведению федеральных органов государственной власти относит принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Вместе с тем ст. 252 ТК в новой редакции предусматривает установление особенностей регулирования труда актами разного уровня вплоть до коллективных договоров и локальных нормативных актов.

В последнее время принимаются федеральные законы, которые нередко содержат, по сути, передачу субъектам РФ отдельных полномочий федеральных органов. В том числе - в регулировании трудовых отношений. Это порождает различия в решении одних и тех же вопросов, вносимые региональным законодательством (в частности, в оплате труда работников организаций, финансируемых за счет бюджетов субъектов РФ, предоставлении им гарантий и компенсаций). По существу, такие различия, если они основаны на объективных факторах, могли бы быть признаны новым видом дифференциации в трудовом праве. Однако они в основном вытекают из различий в финансовых возможностях субъектов РФ.

§ 2. Часть четвертая ТК посвящена особенностям регулирования труда отдельных категорий работников.

В отличие от общих норм трудового законодательства, распространяющихся на всех или большинство работников и выражающих единство трудового права, установленные для определенных категорий особенности выражают его дифференциацию. Сочетание единства и дифференциации в правовом регулировании труда - один из основных принципов трудового права и черта метода регулирования трудовых отношений.

В основе дифференциации лежат различия условий труда (вредные, опасные), климатические условия и отдаленность районов применения рабочей силы (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), физиологические (психофизические) особенности организма работника (женщины, несовершеннолетние), состояние здоровья (инвалиды), специфика содержания и характера работы (основные работники ряда отраслей экономики, государственные гражданские служащие, руководители организаций), отсутствие российского гражданства (иностранцы, апатриды), характер трудовой связи работника с работодателем (совместители, надомники) и другие основания, связанные с объективными обстоятельствами или особенностями субъекта - работника. Новым для трудового законодательства стало введение особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - физических лиц (см. гл. 48), в религиозных организациях (гл. 54 ТК).

Включение в ТК раздела, посвященного особенностям регулирования труда отдельных категорий работников - позитивное явление в трудовом законодательстве. Однако в данный раздел ТК включены далеко не все категории работников, труд которых имеет специфику и, как следствие, особенности в его правовом регулировании (см. § 2 комментария к ст. 252). Имеет место и диспропорция в объеме и содержании особых норм для разных категорий работников (ср., например, гл. 51, 53 и ст. 350, 351 ТК).

§ 3. Дифференциация правового регулирования труда проводится в определенных целях.

Во-первых, это необходимость особой защиты работников от производственных вредностей с учетом, например, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции, а также социальной роли женщины-матери по воспитанию малолетних детей.

Во-вторых, дифференциация правового регулирования труда некоторых категорий работников необходима и для того, чтобы обеспечить этим работникам равные возможности, условия осуществлять право на труд наравне с другими работниками.

§ 4. Специальные нормы трудового права могут быть трех видов: 1) нормы-льготы, предоставляющие работникам дополнительные гарантии их права на труд, по охране труда, рабочему времени, отпускам. Такие нормы-льготы (думается, их правильнее называть нормы-компенсации, поскольку ими компенсируется тяжесть, вредность труда для работника) установлены для работающих во вредных и (или) опасных условиях женщин, несовершеннолетних работников, работников, совмещающих труд с обучением, и др.; 2) нормы-изъятия, как-то ограничивающие общие права (например, для государственных служащих, руководителей организаций и др.); 3) нормы-приспособления, которые приспосабливают общие нормы к особенностям данного вида труда (отраслевая дифференциация), например с учетом характера и ответственности работников транспорта, педагогических работников и др. В ст. 251 отсутствует указание на третий вид этих норм.

§ 5. Комплекс специальных норм об особенностях труда той или иной категории работников не создает самостоятельный институт трудового права. В нем нормы об особенностях приема, перевода, увольнения работников относятся к институту трудового договора, а об особенностях их рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, материальной и дисциплинарной ответственности - к другим соответствующим институтам.