Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.
Комментарий к статье 162 ТК РФ
1. Процесс нормирования труда включает в себя следующие этапы:
а) обоснование и разработку норм труда (техническое нормирование);
б) установление норм труда;
в) введение в действие установленных норм труда;
г) обеспечение нормальных условий для выполнения норм труда;
д) замену и пересмотр действующих норм.
2. Чтобы норма отражала действительную меру труда, она должна быть обоснована с точки зрения технических, организационных, психофизических, экономических условий.
Обоснование и разработка норм труда предполагают проведение нормативно-исследовательской работы, разработку нормативных материалов для расчета норм труда, проектов самих норм труда. Функции технического нормирования в организациях выполняют обычно службы организации труда и заработной платы.
3. Установление норм труда - это согласование и утверждение проекта, в результате чего он приобретает статус юридически обязательной нормы.
Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ч. 1 ст. 162). Это означает, что работодатель обязан информировать представительный орган работников о проекте соответствующего локального нормативного акта, а этот орган - выразить свое мнение о его содержании, т.е. соблюсти процедуру, предусмотренную ст. 372 ТК.
4. Установленные в порядке, предусмотренном законодательством, нормы труда вводятся в действие приказом (распоряжением) работодателя, в котором указывается, где и с какого времени подлежат применению новые нормы труда. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ч. 2 ст. 162). Нормы труда, введенные в действие без извещения работников или с нарушением сроков, не имеют юридической силы. Если двухмесячный срок извещения нарушен, работник вправе требовать оплаты выполненной работы по прежним нормам и расценкам впредь до истечения двухмесячного срока.
5. Во избежание конфликтов работодатель и представительный орган работников должны разъяснить работникам причины и основания пересмотра норм, а также условия, при которых эти нормы будут применяться.
Другой комментарий к статье 162 ТК РФ
§ 1. Изменения в статью не вносились. Нормы труда относятся к числу условий, которые устанавливаются с учетом мнения представительного органа работников. Таким органом может быть избранный профсоюзный орган.
Указанный в ст. 162 порядок введения, замены и пересмотра норм труда обязателен для всех случаев их установления (для постоянных, временных, разовых, индивидуальных, бригадных, повторяющихся).
§ 2. Принятие локальных актов о введении, замене и пересмотре норм труда с учетом мнения представительного органа работников означает, что трудовой коллектив участвует в их обсуждении. Однако это не освобождает работодателя от обязанности, предусмотренной в ч. 2 ст. 162, известить работников не позднее чем за два месяца о введении новых норм труда, списки которых должны быть вывешены на самых видных местах. В то же время каждый работник, которого касаются новые нормы, должен быть официально извещен работодателем. Этот порядок распространяется как на случаи введения новых норм труда, так и их замены и пересмотра.
§ 3. Соблюдение требований, предусмотренных ст. 162, имеет большое практическое значение. Оно заключается в том, что если эти требования не выполнены, то принятые решения о введении, замене и пересмотре норм труда юридической силы не имеют. Следовательно, работник может требовать оплаты своего труда на основе прежних норм и расценок, если новые нормы были введены без учета мнения представительного органа работников либо работник не был извещен об их введении не позже чем за два месяца.